Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения




В электронном каталоге На сайте

Виртуальный проект «Раритеты» к 100-летию РГБИ пополнился старинными книгами, хранящимися в фондах библиотеки.

Дата публикации: 17.08.2021

Библиотека представляет венецианское издание книги Джулио Камилло «Идея театра», вышедшее в 1550 году. Пока оно считается единственным (!) экземпляром в России. Известно, что в том же 1550 году книга вышла и во Флоренции. Экземпляр этого издания хранится в Российской национальной библиотеке.

В то время как в Германии, на родине европейского книгопечатания, издавалась лишь религиозная литература, Италия была открыта для разных направлений мысли, в том числе для духовных поисков. Итальянское книгопечатание, претендующее на ведущее место в истории книги, лидировало в XVI веке по количеству типографий (150), тиражей и изобретений для украшения книги: карманного формата, романского шрифта, курсива (италик), титульного листа.

Автора этой удивительной книги-палеотипа называли в эпоху Ренессанса «великолепный». Легендарный писатель, философ, архитектор Джулио Камилло (1480 (?)–1544) работал над мистическими идеями для театра, в магическом пространстве которого человек приобретал бы необыкновенные свойства оратора. В театре можно было хранить свои мысли и слова. И с уходом человека, они бы не исчезали, а сохранялись. Таким образом, пространство Театра переходило у Камилло в новое пространство — Библиотеки.

Поиски денег на воплощение идеи жизни — постройки Театра по его проекту и подтверждения плодотворности его гипотезы, приводят Камилло в 1530 году к королю Франциску I (1494–1547), отцу французского Возрождения и покровителю искусств, пригласившему к себе и Леонардо да Винчи, и Бенвенуто Челлини. Король, страстно любивший архитектуру, дает согласие на содействие Камилло и выделяет ему 500 дукатов. По прошествии времени деньги закончились, и Джулио Камилло вернулся в Италию, обосновавшись в Милане.  Последние годы жизни философ жил под покровительством губернатора Милана Маркиза дель Васто, который дал ему возможность преподавать в различных академиях.

Известно, что Камилло удалось построить лишь макет своего волшебного сооружения, но такой величины, что в нём могли уместиться два человека. Трактат "Идея театра" Камилло, уже будучи смертельно больным, надиктовал своему ученику Джироламо Музио, который поверил в мечту своего учителя. Благодаря его усилиям труд сохранился. После смерти архитектора рукопись потерялась, а потом всплыла во Флоренции и Венеции в уже напечатанном виде. Изображения в ней отсутствуют, их Камилло просто не успел сделать.

До сегодняшнего дня сохранились "родная" венецианская бумага мягкого переплета и шрифт заглавия на корешке. Титульный лист полон гармонии золотого сечения всех элементов — основных (автор и заглавие) и дополнительных (место и год издания). По центру расположен типографский знак издателя и книготорговца Бальдассара де Константини (appresso Baldassar de Costantini, al segno di S. Giorgio), известного венецианского книготорговца и издателя середины XVI века, отметившегося не одним десятком книг светского направления, в том числе по медицине, музыке, юриспруденции, римской истории. Две коронованные змеи, смотрящие друг на друга, обвивают увенчанный голубем жезл, который держат две натруженные руки. Змея — символ мудрости и медицинского знания, голубь — чистоты и невинности. Руки, безусловно, —олицетворение труда. Издатель в своей издательской марке соединил знание, чистоту помыслов и трудолюбие. Кроме того, им были привлечены замечательные типографы, братья Пьетро и Джованни Мария, из династии да Саббио, учившиеся мастерству под руководством семейства Альдо Мануция. Братья часто сотрудничали с различными издателями, используя свои печатные машины.

В книге карманного формата ин-октаво (in octavo, 8°) использован изящный, но чёткий шрифт италика с восхитительной красоты инициалами, выполненными в технике ксилографии на 1 и 3 листах. Один из них с колесницей Геры (Юноны), запряжённой павлинами, означает восхождение духа.

Безусловно, «Идея театра» Джулио Камилло является памятником интеллектуальной мысли и высочайшей книжной культуры эпохи Возрождения!

Виртуальный проект «Раритеты» представляет редкие издания из фондов РГБИ, познакомиться с которыми можно на сайте РГБИ http://raritet.liart.ru/.