Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения




В электронном каталоге На сайте

18 марта в РГБИ состоялась лекция «Образы Крыма в художественной памяти России»

Дата: 21.03.2016

18 марта в Музее читателя состоялась лекция главного библиографа Т.А.Мордкович, посвященная крымской теме в изобразительных материалах, хранящихся в Центре визуальной информации РГБИ.

Природа, архитектура, национальный колорит Крыма нашли отражение в произведениях печатной графики (гравюрах и литографиях, открытках), в фотографиях и оригинальных работах, хранящихся в РГБИ. Самая старая литография с видом  селения Тувак, выполненная художницей-любителем Софьей Саблуковой по рисунку Карла Кюгельхена, датирована около 1818 года.

В коллекции фотографий РГБИ особый интерес представляют фотографии В. Н. Сокорнова - одного из самых признанных мастеров на Южном берегу Крыма в начале XX века, участника многих российских и зарубежных выставок. Он снимал виды Ялты, Алупки, Гурзуфа, Севастополя. Созданные Сокорновым произведения успешно конкурировали с видовыми открытками отечественных и зарубежных издательств. В фонде РГБИ представлены работы и других крымских фотографов: Ф.П.Орлова, Т.Я. Томашневича, С.Я. Когана, И.Семенова, А.Фишгойта, сувенирная продукция местных фотоателье и издательств, а также любительские фотографии.

Коллекция открытых писем с видами Крыма насчитывает более 500 единиц и охватывает период с начала XX века по 1980-е годы. На оборотной стороне многих из них сохранились послания, авторами или адресатами которых оказались известные люди: архитектор и инженер В.Г. Шухов, супруга В.Ф.Булгакова Е.В.Цубербиллер, актриса А.Коонен, супруга архитектора и литератора С.С. Корвин-Круковского З.Ф.Корвин-Круковская, пианистка А.Д. Артоболевская и другие.

Фотографии из фондов РГБИ становятся визитными карточками своего времени, которые зафиксировали детские пляжи в дореволюционной России, дворец эмира Бухарского, превратившийся в музей Востока, замок, ставший санаторием Моссовторгслужа и многое другое.

С темой Крыма связано и творчество основателя Центра визуальной информации РГБИ (ранее иллюстративного отдела) художника Павла Павловича Пашкова. В живописи Пашков обращался к разным жанрам. Его привлекали сюжетные композиции, натюрморты, пейзажи, портреты. В фонде РГБИ хранится более тысячи его работ, в основном это пейзажи и рисунки, и часть из них относится к двадцатым годам прошлого столетия, когда Пашков путешествовал по Крыму.  И если многие его современники в своих работах старались показать заботу страны Советов о здоровье трудящихся, писали дома отдыха, лечебницы, пионерские лагеря, то Пашков любил делать зарисовки отдыхающих советских людей. В основу всех зарисовок легли личные наблюдения художника, который с большим чувством юмора, виртуозно и точно представляет галерею разных типажей и характеров.

Лекция Т.А.Мордкович  вызвала большой интерес у читателей и сотрудников РГБИ.