Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения




В электронном каталоге На сайте

14 января - 18 февраля 2000 г. Выставка "Огни манежа"

Начало цирка в нашей стране надо искать в выступлениях бродячих артистов - скоморохов, фокусников, акробатов, вожаков медведей, ярмарочных зазывал, которые появились еще в Древней Руси. Многие из них владели сразу несколькими цирковыми жанрами - исполняли комические сценки, дрессировали медведей и собак, использовали приемы акробатики и жонглирования.В послепетровское время на протяжении XVII - первой половины XIХ века на гастроли в Россию стали приезжать многие цирковые труппы из Италии, Франции, Германии и других стран, иные из них добирались даже до Сибири. Оставаясь в России на годы и десятилетия, они были заинтересованы в пополнении молодыми артистами и охотно принимали учеников. Так стало формироваться первое поколение русских цирковых артистов. Очень часто русские артисты скрывали свое происхождение за иностранными псевдонимами, поэтому сейчас трудно установить имена многих выдающихся представителей отечественного цирка.  Иностранные цирковые труппы, разъезжавшие по всей России, выстраивали в разных городах более или менее капитальные цирковые здания. В 1827 году в Петербурге начал функционировать цирк, построенный Жаком Турниером. Вскоре цирк перешел в государственную казну - так впервые возник в России государственный цирк.

 В 1845 году руководитель группы вольтижеров Александр Гверра построил в Петербурге деревянный цирк на месте теперешнего Мариинского театра. В 1846 году неподалеку от Александринского театра француз Жак Лежар построил для своей труппы второй цирк. Некоторое время спустя Дирекция императорских театров купила оба здания, а на месте цирка Гверра построила каменное здание. Открылся казенный цирк в 1849 году, но больших сборов новый цирк не делал и в 1854 году он был ликвидирован, а здание стало театральным. Вскоре при императорском театральном училище стал функционировать цирковой класс. Это было первое специализированное учебное заведение для подготовки цирковых артистов.      В 1877 году открыл цирк Гаэтано Чинизелли. Сын Чинизелли владел им до 1918 года, когда здание было национализировано. Оно было значительно перестроено и в нем работает государственный цирк.

 В Москве первое цирковое здание было построено в 1847 году на Лубянской площади. Это был деревянный цирк, принадлежавший Сулье. С 1853 года функционировал цирк, принадлежавший гвардейскому полковнику в отставке В.Н.Новосильцеву. Он находился на Петровке, рядом с Малым театром, но просуществовал недолго.

В 1866 году деревянный цирк на Воздвиженке построил Карл Гинне (теперь на этом месте Дом дружбы).  Среди выступавших у него артистов особенный успех имел наездник Альберт Саламонский. В 1880 году он построил каменный цирк на Цветном бульваре, который 12 октября принял первых зрителей. Московский цирк, значительно перестроенный, в 2000-ом году будет отмечать свое 120-летие.      Второй каменный цирк в Москве был построен в 1911 году братьями Никитиными на Большой Садовой улице, рядом с Триумфальной площадью. А.А.Никитин стоял во главе этого цирка до своей смерти в 1917 году. В 1912 году Владимиром Дуровым был основан «Уголок Дурова», с 1938 года при нем существует театр зверей - театрализованный показ дрессированных животных.Кроме названных здесь каменные стационарные цирки в ХХ веке действовали в Риге, Киеве, Харькове, Одессе, Самаре, Ташкенте и других городах. Было возведено большое количество деревянных стационарных цирков и передвижных цирков шапито.

Постепенно русские артисты начали занимать в них ведущее положение. К тому же ряд иностранных цирковых семей: Феррони, Манион, Труцци, Матеус и другие остались в России навсегда или работали здесь на протяжении десятилетий и фактически представляли русскую цирковую традицию.      Что было характерно для цирка, действующего в России? Прежде всего появление нового типа клоуна, активно использующего сатирический репертуар. В условиях жесткой цензуры, запрещения прогрессивных изданий острое сатирическое слово, звучавшее с арены, приобретало особое значение. Среди таких клоунов наиболее известны Анатолий и Владимир Дуровы, Бим-Бом (И.Радунский и М.Станевский), В.Лазаренко.      В цирках широко шли пантомимы по мотивам русских сказок, классических произведений русских писателей, а также посвященные отдельным эпизодам русской истории.      Что касается других жанров, то здесь следует отметить героическое начало, присутствующее в большинстве лучших номеров. Наездник Н.Л.Сычев, номер «Воздушный полет» Руденко, атлет А.В.Моор-Знаменский, канатоходец Ф.Ф.Молодцов, акробат-прыгун И.Е.Сосин, дрессировщик лошадей П.С.Крутиков, музыкальные клоуны братья Костанди и многие другие достигли европейского уровня, встали в число мировых исполнителей. Особое место заняли на аренах чемпионы французской (классической)  борьбы, выдвинувшие ряд борцов, ставших гордостью русского спорта: И.М.Поддубный, И.М.Заикин, И.В.Шемякин и др.      Одновременно с русским происходило формирование национальных цирков других народностей, населявших Россию - в Грузии, Узбекистане, Латвии и т.д.      В 1926 году в Москве было открыто цирковое училище, благодаря которому появилось огромное число замечательных артистов. Советский цирк в целом стал выдающимся явлением мировой культуры. Перечислить всех артистов, составивших славу советского цирка не представляется возможным. Назовем только некоторых из них: клоуны - Карандаш (М.Румянцев), О.Попов, Б.Вяткин, Ю.Никулин и М.Шуйдин; мим Л.Енгибаров; воздушные гимнасты сестры Кох; акробаты Канагины; иллюзионисты - отец и сын Кио; дрессировщики - семья Дуровых, И.Бугримова, М.Назарова, В.Запашный, В.Филатов;  жонглеры Кисс; наездники Кантемировы, Ходжабаевы и многие, многие другие.

Мы постарались сделать нашу выставку яркой, насыщенной, разнообразной как само искусство цирка. В этом нам помогли Московский цирк Никулина на Цветном бульваре, Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского, Благотворительный фонд Ю.Никулина, МТКЦ «Страна чудес дедушки Дурова».  Они предоставили нам цирковые костюмы, принадлежавшие замечательным артистам Ю.Никулину, Ю.В.Дурову, Н.Ю.Дуровой, рисунки Ю.Никулина, афиши цирковых спектаклей, фотографии артистов, призы, полученные директором Цирка на проспекте Вернадского, а в прошлом клоуном Л.Л.Костюком и другие материалы. Книги принадлежат Российской государственной библиотеке по искусству. Авторами картин являются Ю.И.Шашков и Сапожкова.Благодарим всех, кто помог нам собрать все эти материалы вместе и показать их на выставке.