Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения




В электронном каталоге На сайте

22 - 24 ноября 2005 г. Четвертые Международные Михоэлсовские научные чтения.

IV Международные Михоэлсовские научные чтения “Национальный театр в контексте многонациональной культуры: архивы, библиотеки, информация”, организованные Российской государственной библиотекой по искусству (РГБИ), проходили с 22 по 24 ноября 2005 г.

В конференции приняли участие театроведы, искусствоведы, историки, филологи из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Риги, Даугавпилса.

IV Международные Михоэлсовские чтения были посвящены вопросам взаимодействия разных театральных культур и в первую очередь - театрам той или иной диаспоры в многонациональной среде.

Очевидно, что обозначенные вопросы органично вписываются в концепцию Чтений, посвященных памяти руководителя ГОСЕТа – театра диаспоры, известного и почитаемого в годы своего существования во многих странах мира.

В полной мере теме конференции отвечали следующие доклады: “Первые московские спектакли ГОСЕТа и театральная критика” В.В.Иванова, “Еврейский театр и драматургия эпохи первой русской революции” Г.А.Элиасберг, “Гастроли “Габимы” в Риге” (20–30-е гг. XX в.) Т.М.Бартеле, “Соломон Михоэлс и Беларусь. Новые материалы” В.В.Скалабана, “Смерть “Короля Лира” В.М.Гаевского, “Георг Парадиз – актер и антрепренер” А.И.Рейтблата, “Роль сценического искусства в становлении разных культур и формировании национальной идентичности” Л.Э.Гутцайта и Д.А.Кукулиева, “Латышский театр-студия “Скатуве” в Москве (1919–1932 гг.) В.А.Шалды.

В докладах других участников конференции рассматривались разнообразные аспекты взаимообогащения разнонациональных культур. В краткой информации даже проаннотировать их не представляется возможным, поэтому ограничимся простым перечислением докладов и их авторов: “Гамлет в Еврейском театре” И.Г.Пеховича, “Национальные мотивы русских маскарадов (ХVIII–ХХ вв.)” М.В.Юнисова, “Толерантность и ксенофобия новой драмы” А.А.Колгановой, “Трилогия А.В.Сухово-Кобылина в зарубежном театре (по архивам и другим материалам) Е.К.Соколинского, “Об одной особенности художественного мира Някрошюса” О.Н.Мальцевой, “Три лица Абрама Марковича Эфроса” Н.Р.Балатовой, “Утесов и Михоэлс” М.М.Гейзера, “Еврейские сюжеты ранней советской драмы” В.В.Гудковой.

Особенность IV Чтений – в продуктивных, порой горячих дискуссиях по ряду докладов. Например, довольно острая полемика возникла в связи с некоторыми выводами доклада В.В.Гудковой. Прения после выступления Е.К.Соколинского вышли за пределы содержания его доклада, да и из формата конференции тоже.

Оживленно обсуждались доклады В.В.Иванова, О.Н.Мальцевой, А.А.Колгановой.

Но и те работы, которые не упомянуты как объекты научных споров, были восприняты всеми участниками чтений с заинтересованным вниманием. В программе первого дня конференции – 23 ноября – прошла презентация выставки “Есть ли национальность у кукол?”.

Второй день завершился презентацией документального фильма об убийстве С.М.Михоэлса “В ночь на 13 января”. Автор-журналист А. Матафонов -фильм создан на студии Гостелерадио Беларуссии. В рамках конференции состоялось событие большого культурного масштаба и эмоционального накала:

24 ноября для участников конференции в Голубом зале РГБИ Марк Розовский исполнил поэму-ораторию “Поющий Михоэлс”.

Научный уровень сделанных на конференции докладов, до мелочей продуманная ее организация, суждения в кулуарах дают основания считать, что IV Чтения прошли вполне успешно.

Доклады, представленные на конференции, по традиции будут изданы отдельной книгой в 2006 г.